Доступная среда (Инклюзивное образование)

В ФГБОУ ВО Вологодская ГМХА

  • разработана политика в отношении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
  • определены направления деятельности по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализуемым образовательным программам,
  • определены задачи и меры по обеспечению специальных условий для поступления и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

! Обращайте внимание на значок  

Им отмечена информация, касающаяся поступающих и обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ на других страницах официального сайта.

ПоказательНаличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Нормативное обеспечение
Локальные нормативные акты (с внесением изменений)
Закрепление функций по организации образовательного процесса за структурными подразделениями Назначено должностное лицо, ответственное за работу с инвалидами и лицами с ОВЗ, – проректор по учебной работе, к.э.н., доц. Медведева Наталья Александровна (контактные данные).
Ведение специализированного учета
  1. В академии осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения.
  2. В рамках работы по трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ оказывается приоритетная помощь и содействие, в том числе осуществляется поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать.
Особенности приема инвалидов и лиц с ОВЗ
Сотрудник приемной комиссии, ответственный за взаимодействие с абитуриентами-инвалидами и их родителями Ответственный секретарь приёмной комиссии - Киселёва Татьяна Васильевна (контактные данные).
"Горячая линия" по приему инвалидов

Телефон "Горячей линии": 8 (8172) 52-55-00

Так же можно воспользоваться формой "Задать вопрос" или написать письмо по электронному адресу prcom@molochnoe.ru.

Правила приема

Документы и правила приема по формам обучения

Раздел правил приема "Особые права и преимущества" (связанный в том числе с квотированием бюджетных мест для инвалидов и лиц с ОВЗ)

Раздел правил приема "Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов"

Реализация требований по доступности зданий и сооружений академии и безопасного в них нахождения
Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

Разработаны и опубликованы на официальном сайте паспорта доступности зданий и сооружений академии.

Кадровое обеспечение
Наличие в штате сотрудников для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ Привлечение при необходимости сурдопереводчика, тифлопедагога, педагога-психолога на период обучения студента-инвалида или студента из числа лиц с ОВЗ.
Дополнительная подготовка педагогических работников Проведено обучение педагогических работников с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование в ВУЗе» (2016 г.)
Обеспечение требований к работе с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация довузовской и профориентационной работы с абитуриентами- инвалидами и лицами с ОВЗ В академии созданы условия для довузовской и профориентационной подготовки абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ.
Основными формами профориентационной работы являются:
Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ
  1. При поступлении в академию абитуриенты-инвалиды и абитуриенты с ОВЗ, не имеющие результатов ЕГЭ, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые академией самостоятельно, или ЕГЭ в дополнительные сроки.
  2. При выборе абитуриентом-инвалидом или абитуриентом из числа лиц с ОВЗ вступительных испытаний, проводимых академией самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.
«Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» приведены в Правилах приёма на обучение
Информационная открытость
Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей
  1. На официальном сайте имеется раздел «Доступная среда (Инклюзивное образование)», отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.
  2. Размещена информация для инвалидов и лиц с ОВЗ в разделе "Сведения об образовательной организации" согласно нормативным документам.
  3. На сайте имеются версии для слабовидящих:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Подраздел "Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса" специального раздела "Сведения об образовательной организации" содержит информацию о материально-техническом обеспечении, в том числе приспособленном для инвалидов и лиц с ОВЗ:

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Разработка адаптированных основных образовательных программ В образовательном процессе используется адаптированная образовательная программа по направлению подготовки:
36.05.01 Ветеринария
Выбор методов обучения, исходя из их доступности В образовательном процессе применяются социально-активные и рефлексивные методы обучения для установления полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.
Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья
  1. Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, банк рабочих программ дисциплин. Имеется доступ к электронным библиотечным системам (ЭБС), информационно-справочной системе «КонсультантПлюс».
  2. Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий ЭБС академии.
  3. Формируются библиотечные фонды и коллекции основной и дополнительной литературы по дисциплинам в электронном виде.
Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
  1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
  2. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков
  1. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на полгода.
  2. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются отделом организации практик студентов и трудоустройства выпускников (контактная информация) во взаимодействии с центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются:
  • День карьеры (с перечнем вакансий для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ);
  • проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся;
  • организация практики для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями);
  • заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Программа содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Обеспечение учебно-методическими ресурсами В академии имеется подборка учебных материалов для их последующего использования инвалидами и лицами с ОВЗ с целью извлечения необходимой информации.
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса Комплексное сопровождение включается в структуру образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования включает:
  • контроль за посещаемостью занятий;
  • помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
  • организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся;
  • содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
  • коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется сотрудниками отдела по внеучебной работе со студентами.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется врачами городской поликлиники № 5. 
Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется сотрудниками отдела по внеучебной работе со студентами.
.
Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины "Физическая культура и спорт" Для инвалидов и лиц с ОВЗ в вузе устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателем дисциплины «Физическая культура и спорт» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.
Создание в толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам В академии с 2007 года функционирует волонтерский отряд «Свобода», у которого одной из задач является социализация инвалидов и лиц с ОВЗ, содействие более тесному взаимодействию студентов с ними, развитие процесса интеграции в молодежной среде.
Наличие здравпункта Заключен договор БУЗ ВО «Городская поликлиника № 5», которая расположена по адресу: с. Молочное, ул. Ленина, д. 13. на осуществление медицинской деятельности (подробнее).
Дополнительная информация     Портал информационной поддержки инклюзивного высшего образования: ivo.mininuniver.ru
    Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования: spo.wil.ru