Улица Советская

Железная дорога Вологда – Санкт-Петербург, проходившая в трёх с половиной верстах от Андреевско-Фоминского участка, существенно повлияла на выбор места под строительство Вологодского молочнохозяйственного института (ВМХИ, сейчас – ВГМХА имени Н.В. Верещагина).

Ещё при жизни семьи Буман на ней была организована платформа для отправки продуктов их завода для реализации на рынках. (И.К. Степановский. «Маслоделие – богатство Севера», 1912 год.)

В период строительства ВМХИ – с 1912 по 1916 годы – был построен широкий деревянный мост через реку Вологду и вымощена булыжником дорога в сторону разъезда. Разъезд назвали «Молочная». Мост был широкий, деревянный, по нему ходил гужевой транспорт, машины, тракторы, по нему доставили первый электродвигатель для местной электростанции. У моста, со стороны истока, были сделаны деревянные «быки», которые помогали крошить лёд во время ледохода. Это не всегда помогало, иногда лёд приходилось взрывать.

Сообщение с городом было трудным, поэтому директор института Владимир Иванович Лемус в январе 1926 года на губернском экономическом совещании обратился к местной власти за помощью в строительстве шоссе от города до института, создания условий для сообщения института и города по железной дороге, организации почтово-телеграфного отделения.

Дорога на город постепенно была сделана через Марфино в сторону деревни Дудинское, Григорьевское…Таким образом, въезд в Молочное был со стороны деревни Поповка, с моста, вверх по склону, на котором возвышалась Воскресенская Ракулевская церковь с церковной сторожкой. За церковью было большое кладбище, окружённое аккуратной, на каменных столбах, оградой. Внутри ограды за церковью стояли церковная часовня – усыпальница и одноэтажный деревянный домик церковно-приходской школы. Напротив церкви, среди липовых деревьев, была торговая лавка. Рядом с церковной оградой стоял дом постройки 1916 года, в котором жил инженер по строительству вуза, которого прозвали архитектором. Дом был деревянный, рубленый, снаружи обшит, внутри штукатурен, двухэтажный, на кирпичном ленточном фундаменте, кубатура 1192, крыша железная, отопление печное, имелся в доме водопровод и канализация. Длительное время в этом доме первый этаж был занят почтовым отделением и радиоузлом.

В 1929 году Воскресенская Ракулевская церковь была закрыта, частично разобрана колокольня, главки храма и церковная ограда, кирпич использовался под новое строительство. Освободившиеся помещения церкви использовались под столовую, красильню и прачечную. Среди жителей посёлка безглавую церковь долго называли «кумполом». В часовне много лет находилась ветеринарная лечебница, а в домике церковного сторожа – служба электросети. На противоположной стороне улицы было одноэтажное деревянное здание, в котором находились контора торга и фотография.

В 1930 году, как вспоминают ветераны посёлка и совхоза Молочное, на склоне к реке от церковной сторожки был проведён оригинальный советский праздник «Похороны сохи». Есть фотография прощания с деревянной сохой, привезённой на телеге, и знакомство с новыми машинами. В совхоз поступили два трактора «фордзон», которые украсили красными полотнищами и поставили на склоне на время праздника. Собравшиеся жители приветствовали новые машины, радовались новой технике советского периода.

Кладбище к тому времени было закрыто, запустело, землю постепенно разделили под огороды. Так появилась улица, которую назвали Советской. Позднее на улице появились частные дома, магазины: бакалея, хозяйственный, книжный.

В годы Великой Отечественной войны по улице Советской с разъезда везли в госпиталь, организованный в институте, раненых с Ленинградского фронта. А на мосту, над речкой, прощались с институтом юноши, которые уходили на защиту Родины.

После войны на улице произошли изменения. В 1952 году был пущен в эксплуатацию и заселен трёхэтажный дом для работников Учебно-опытного молочного завода (УОМЗ) и Вологодского молочного института (ВМИ, сейчас – ВГМХА имени Н.В. Верещагина).

Когда было налажено автобусное сообщение с городом, по старой дороге через деревни Поповку и Марфино сделали остановку автобуса Вологда – Молочное.

В глубине двора, за почтовым отделением, построили здание для местной радиостанции. За хозяйственным магазином по склону и до сих пор находятся гаражи УОМЗа, а за ними с 1950 по 1964 годы были шлакоблочный и железобетонный завод, на месте которого впоследствии построили административный и хозяйственный комплексы механизированной колонны 377 «Вологдасельстрой». До этого мехколонна 377 размещалась в бывшем здании инженерного факультета на углу улицы Коминтерна. Работа этой организации в Молочном способствовала быстрому росту посёлка в Северном направлении, появлению новых улиц.

В 70-е годы прошлого века старый мост через реку Вологду убрали, так как было закончено строительство автомагистрали на Кириллов, и въезд в посёлок Молочное стал со стороны новой дороги по улице Коминтерна. На месте большого деревянного моста сделали навесной пешеходный.

Остановка автобуса была перенесена на площадку за главным зданием перед общежитием №2 по улице Студенческой.

«Кумпол», оставшееся от церкви помещение, был разрушен, а на его месте построен трёхэтажный жилой дом для работников машиносчётной станции вычислительного центра. Руководителем вычислительного центра был Михаил Константинович Вахрушев, поэтому жители посёлка в обиходе часто этот дом называют Вахрушевским.

По желанию православных жителей посёлка оставшиеся помещения церкви были освобождены, отремонтированы. В бывшей церковной сторожке – просвирочной – сейчас находится церковная лавка, там же проходят занятия церковно-приходской школы. В часовне после её освящения Владыкой Максимилианом началась духовная жизнь прихожан храма Воскресения Христова.

Сейчас (с 2008 года) помещение магазина «Бакалея» передано спортивному футбольному клубу, а на месте бывшего книжного магазина открыт маленький частный продовольственный магазин.

Двухэтажный дом «архитектора», где раньше было почтовое отделение, после пожара передан в частные руки, был отремонтирован, но стал одноэтажным.