Кого лечат ветеринарные врачи и кто растит сельскохозяйственных животных? Интервью с Татьяной Новиковой

Образование 14 авг 2020
Факультет ветеринарной медицины и биотехнологий Вологодской ГМХА, как и подобает факультету аграрного вуза, готовит специалистов, в первую очередь, для лечения и разведения сельскохозяйственных животных. Но это вовсе не значит, что выпускники не могут лечить домашних любимцев в условиях ветеринарной клиники. Но это не весь перечень профилей, в которых себя найдет выпускник. Чему учат на факультете и где работают выпускники, рассказала Татьяна Новикова, декан факультета ветеринарной медицины и биотехнологий Вологодской ГМХА.

Татьяна Валентиновна, если с ветеринарными врачами все понятно, то кто такой зоотехник? Чем ему предстоит заниматься на работе?

Зоотехник  –  специалист, который занимается селекцией, разведением, технологией содержания животных, которые используются для производства продуктов животного происхождения. В первую очередь производства молока и производства мяса. Но также зоотехник может работать в рыбоводстве, хороший пример – наш аквабиоцентр, им заведует Татьяна Кулакова, преподаватель нашей кафедры. Они занимаются изучением технологии разведения тилапий и клариевого сома, также разрабатывают кормовую добавку. Это тоже зоотехническая служба. Например, на пасеке для производства меда и разведения пчел тоже нужна зоотехническая служба. Существуют клубы собаководства, клубы по разведению кошек. Грамотной селекцией и разведением этих животных должен заниматься специалист, у которого диплом по направлению подготовки «Зоотехния». Можно сказать, что на сегодняшний день такой специалист востребован везде, где есть животные и птица, где есть селекция и разведение.

Ветеринарные врачи осваивают программу за 5 лет и получают диплом специалиста, а зоотехники – диплом бакалавра. Учиться на зоотехника проще?

Дело не в простоте, а дело в том, что бакалавры – это первая ступень высшего образования, есть вторая – магистратура, где изучаются инновационные технологии в селекции, разведении и кормлении животных.

А если сравнить обычную медицину с ветеринарией? На ваш взгляд, проще учиться на терапевта или на ветеринарного врача?

Сравнивать нельзя, животное – это такая же биологическая система, как и человек. Ему, как и человеку, одинаково больно при травме, они испытывают такие же стрессы, разница лишь в том, что они не могут нам об этом сказать. Мы, когда принимаем животное, должны понимать, что оно немного обезоружено перед нами. Поэтому ветеринарным врачом, в какой-то мере, даже сложнее быть.

Существуют ли среди ветеринарных врачей узкие специалисты? Где и как их готовят?

Конечно же, существуют, ветеринария, как и медицина. Алгоритм становления специалиста практически одинаковый, как и в медицине, в ветеринарии  ценны и терапевты общего профиля, которые при постановке боле узкого диагноза и направляют к более узким специалистам. По узкой специализации существует дополнительное образование, опять же по аналогии с медицинским образованием. Существуют, например, ассоциации ветеринарных дерматологов, ветеринарных кардиологов, ветеринарных стоматологов. В академии, конечно же, мы развиваем несколько направлений по специализации и планируем расширять эту линейку. Конечно, наша задача №1 это сельхозживотные. Например, планируем развивать специализация в акушерско-гинекологическом направлении. Также специализации, относящиеся к лечению мелких животных: хирургия, дерматология, узи-диагностика.

Где еще помимо клиник и сельскохозяйственных предприятий могут работать ветеринарные врачи?

Они могут работать в системе россельхознадзора, росспотребнадзора, в управлении ветеринарии.

Известны ли случаи, когда кто-то из выпускников устраивался работать в зоопарк или дельфинарий?

Да, конечно. Например, с первого сентября наша студентка 4 курса будет работать в ярославском зоопарке, она в будущем хочет себя связать именно с этой организацией. Другая девушка, которая выпустилась 3 года назад, они несколько раз была на практике в зоопарке Санкт-Петербурга, теперь она работает в зоопарке в Москве. Третья студентка проходила практику в ярославском дельфинарии, но в итоге решила, что свою жизнь с дельфинами она не свяжет, так как с ними очень сложно работать.

Можно ли вылечить тигра, умея лечить кошку? А волка – умея лечить собаку?

Конечно же, можно. Главное, чтобы были условия, чтобы ветеринарный врач не пострадал. Кошки и тигры относятся к одному семейству, подход к их лечению одинаков, разница лишь в уровне опасности. То же касается и волков. Мы волков не лечили, но ест опыт лечение лисенка, он попадал к нам дважды. Сначала он был агрессивным, он плохо себя чувствовал, но в итоге все закончилось хорошо.

Факультет готовит ветеринарно-санитарных экспертов, а это настоящие герои, особенно в сложившихся мировых реалиях. Расскажите, какие опасные заболевания и как может предотвратить эксперт.

Санветэксперт должен в первую очередь предотвращать такое заболевание, передающееся через мясо, как трихинеллез. Хотя и другие инфекционные и паразитарные заболевания тоже. Санветэксперт берет серьезную ответственность, когда пропускает мясо на реализацию, за то, что это мясо неопасно для употребления в пищу. И за свое решение он несет уголовную ответственность. Это очень серьезная, но в то же время очень престижная профессия. Реализация продуктов животного происхождения идете через решения и подпись документов санветэкспертом.

В ветеринарию, как и в медицину, как правило, идут осознанно. А бывали случаи, когда, не поступив в медвуз и в качестве запасного варианта выбрав ветеринарию, студент понимал, что именно лечение животных – его настоящее призвание?

Как правило, в ветеринарию идут в первую очередь те, кто любит животных. Это творческие люди, они в какой-то мере философы. Есть люди, которые осознанно идут лечить животных, чаще из таких студентов получаются хирурги. Если ребята осознанно идут в ветеринарию, то чаще всего они берутся за такой сегмент как хирургия. Да,  ребята, которые не поступили в медвуз или же пришли из медвузов, спустя время говорили, что сейчас, на ветеринарии, они на своем месте.