Сергей Нечаев: «Поехал в Молочное целенаправленно поступать на экономический факультет»

Выпускники 17 апр 2020
Экономический факультет – один из самых молодых, но динамично развивающихся факультетов Вологодской ГМХА. В 2020 году он отмечает свое 50-летие.

За полвека факультет выпустил немало высококлассных специалистов, занимающих сегодня ключевые и руководящие должности в организациях самой разной направленности. В их числе - Управляющий Вологодским отделением № 8638 ПАО Сбербанк Сергей Александрович Нечаев. В 1997 году Сергей Александрович получил диплом экономиста по специальности «Экономика и управление аграрным производством», успел поработать главным экономистом на сельскохозяйственном предприятии, а сегодня возглавляет Вологодское отделение крупнейшего банка России.

Мы побеседовали с Сергеем Александровичем и разузнали, как в 1992 году он решил поступать в «молочку», как жилось будущему топ-менеджеру в студенческом общежитии, какие дисциплины давались сложнее всего и каких преподавателей невозможно забыть.

Сергей Александрович, расскажите, где вы родились, где учились до ВГМХА?

Я родом из Устюженского района Вологодской области, родился и вырос в деревне и окончил там сельскую школу. В первый класс пошел с 6 лет, что раньше было не совсем привычно, потому что, если бы пошел в 7 - был бы один в классе. А так нас было хотя бы четверо. После 5 класса эту школу закрыли, потому что учителей было больше, чем учеников. Перешел в другую, которую закончил благодаря работе учителей и, в том числе, нашему классу, который неплохо учился.

Почему решили поступать в Вологодский молочный институт? (прим.ред – академией вуз стал лишь в 1995 году)

Наверно, на это решение во многом повлиял директор хозяйства «Земледелец – Северсталь» Александр Леонидович Кузнецов, выходец с «Северстали» из Череповца, заинтересованный, чтобы ученики получали сельхоз-образование и возвращались в хозяйство работать. «Земледелец - Северсталь» - подсобное хозяйство Череповецкого металлургического комбината. Одно из передовых хозяйств района. Предприятие специализировалось на молочном животноводстве и картофелеводстве.

Расскажите, как вы поступили в «молочку»?                                

Я окончил школу в 1992 году. Как раз в это время была проведена большая модернизация сельхозпредприятия: там внедряли финскую технологию возделывания картофеля. Кстати, мой диплом в ВГМХА был связан с возделыванием картофеля в этом хозяйстве. И учился я по договору с сельхозпредприятием, поэтому, в отличие от абитуриентов, с которыми я познакомился в момент поступления, я практику проходил в родном хозяйстве, а все остальные - на предприятии под Шексной.

Поехал в Молочное целенаправленно поступать на экономический факультет: тогда было очень популярно экономическое направление, при поступлении был конкурс 3 человека на место. Одним из вступительных экзаменов тогда была биология, я до сих пор помню вопросы, которые мне попались в билете. Один был про ДНК, который я знал хорошо, а второй – про ланцетника – это биология за 6 класс. Из этого вопроса я знал единственное – почему он называется ланцетником – потому что похож на медицинский инструмент, и больше-то фактически ничего не знал. И вокруг вот этого был весь мой ответ, поэтому по биологии больших баллов не набрал. Еще сдавали математику, и, по-моему, русский язык.

Сколько человек училось вместе с Вами?

Первоначально нас было 35 человек. До конца доучилось меньше: по-моему, 28 или 26. Кто-то ушел в академический отпуск, кто-то просто закончил обучение.

Расскажите, где вы жили во время учебы? Были ли какие-то интересные истории из студенческого быта?

Жил в общежитии – в «восьмерке» на улице Шмидта. Для меня это было не ново, потому что у меня в деревне школы не было. Учился в двух школах: первая находилась в 9 километрах, вторая – почти в 30 километрах. Я жил в интернате 5 дней, а на выходные приезжал домой, поэтому жизнь в общаге была мне очень знакомой, каких-то трудностей со студенческой жизнью я не испытал.

Факультет у нас был практически женский, молодых людей было совсем не много. «Восьмерка» – это пол этажа мальчиков, все остальное – девочки.

Из Устюжны поступал я не один, были еще абитуриенты, которые приехали из Устюженского района - мы и поселились первоначально вместе. Было здорово, что нас поселили в пятиместную комнату вдвоем. Потом пришел еще человек, третий. Все ютятся по 5-6 человек в комнате, а мы - втроем. Даже начали ходить слухи, что в нашей комнате живет каратист. Оказалось, что в виду того, что мы пришли последними - зачисление по договорам было позже, - то и заселение в общежитие было по этому списку. Первые полгода мы жили хорошо, и даже шикарно, а потом нас поселили в более плотные условия.

Как проходила учеба? Были ли любимые предметы? А нелюбимые?

Для меня всегда были сложны гуманитарные предметы, потому что у меня математический склад ума. Одним из моих любимых предметов была статистика, до сих пор люблю. Тяжелее давались философия и история.

Кстати, история – единственный предмет, к которому я не серьезно отнесся. Группа, сдававшая до нас, сказала, что он сдается «на халяву», поэтому я и не стал особо готовиться. Это был единственный экзамен за мои 5 лет обучения, который я сдал не с первого раза. Преподаватель, Альберт Яковлевич Завьялов, беспокоился больше меня, что я не сдам, и все время спрашивал, когда я приду на пересдачу.

Кто из преподавателей Вам запомнился больше всех?

Я считаю, самая знаковая личность – преподаватель политэкономии Павел Анатольевич Половинкин. Про него, наверно, был наслышан весь эконом и весь, в то время, молочный институт. Павел Анатольевич – это легендарная и уважаемая личность, он воевал, прошел войну в Альпах. Как он относился к своему предмету – это было, конечно, тяжелое испытание для студентов. Потому что не по одному предмету я не помню, чтоб мы имели 5 тетрадей. Каждая тетрадь имела свое целевое назначение: одна была для лекций, вторая - для конспектов «Капитала», третья – для семинаров, четвертая – словарь политэкономических терминов, для чего была пятая - я уже не помню. Сдавать Павлу Анатольевичу 10 раз экзамен считалось нормальным. Ко мне у него было такое отношение: «Да, Нечаев, не особо ты знаешь предмет, но ты приехал с сельской местности, я понимаю, зачем ты приехал учиться в сельхоз вуз, поэтому тройку я тебе поставлю!»

Расскажите, как и где проходили практику?

Практику я проходил у себя в Устюженском районе. Первая практика была такая, что нужно было просто поработать в сельском хозяйстве. Сентябрь – время сбора картофеля. В 1992 году я работал в поле. А практики, которые проходили на 4 курсе, на 5 преддипломная практика – там было много интересного, тем более, это был практически летний период. Я осуществлял хронометраж и установление нормы выработки на различных работах в сельском хозяйстве. Одна из них - перевозка зеленой массы на ферму. Протяженность хозяйства была довольно большая, меня сажали в трактор к трактористу, и я весь день делал хронометраж для того, чтобы потом посчитать, какая целевая норма выработки должна быть у данного тракториста на таких перегонах. Так же делали мы и на вспашке, и на сельхозработах.

Впоследствии мне пришлось этим заниматься, когда я вернулся в хозяйство, уже после обучения, в должности главного экономиста. Техника менялась, появлялись импортные комбайны, норматива выработки в советской литературе не было - нужно было считать расценки как экономисту и устанавливать ценовой параметр на силосование, на заготовку сена и прочее.

Как складывалась Ваша карьера после выпуска? Как Вы попали в Сбербанк?

После окончания вуза я решил отдохнуть и осенью ушел служить в армию. Когда вернулся – три с половиной года отработал в сельском хозяйстве главным экономистом - в том хозяйстве, которое меня и учило. По договору я должен был отработать 3 года. Я понимал, что, наверно, выше главного экономиста куда-то двинуться в сельхозпредприятии мне практически невозможно. Поэтому было принято решение, чтобы после отработки уволиться, по-честному отдав свой долг этому сельхозпредприятию.

Я поехал я искать работу в Череповце, в совершенно различных направлениях. Я пытался устроится на тогда еще Череповецкий сталепрокатный завод - Сейчас это «Северсталь-метиз», подавал документы в Октябрьское - сельхоз предприятие, которое находилось рядом с Череповцом. Знакомый посоветовал мне сходить подать документы в Сбербанк.

Получилось так, что на «Северстали» меня спросили, что я знаю о метизах. Я сказал, что ничего пока особо не знаю, но готов разобраться. После этого был курьезный случай: «Мы готовы взять вас волочильщиком». Я ответил, что, наверно, не для этого учился 5 лет экономике, чтобы работать волочильщиком, почему так? И мне ответили, что я, вроде, крепкий и на волочильщика пойду.

После этого я устроился в Сбербанк, меня приняли на должность контроллера-кассира подмены, ученика. Это такая должность, как сейчас операционист в филиале. Но раньше сидели за барьером и обслуживали как частных лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Это было на Металлургов, 2 в Череповце.

Работа была довольно интересная, но потом сформировалось новое валютное подразделение в банке, и меня позвали туда на инспекторскую должность. А дальше я уже развивался в корпоративной стезе – по работе именно с корпоративными клиентами. Прошел путь от инспектора до начальника сектора, затем с начальника валютного сектора меня перевели на начальника отдела кредитования юридических лиц, потом на зама управляющего Череповецким отделением. После меня перевели уже в Вологду на должность заместителя управляющего отделением, а потом и на должность управляющего. На это мне потребовалось 13 лет. Много это или мало? Сейчас у новичков, которые приходят в Сбербанк, в амбициях этот срок намного короче. Я считаю, что это плановое развитие, которое шло по нарастающей, и 13 лет – вполне приемлемый срок.

Сейчас на работу в Сбербанк приходят и выпускники Вологодской ГМХА. На Ваш взгляд, насколько прочны знания вчерашних студентов эконома? Достаточны ли они для работы в Сбербанке?

Если говорить об уровне знаний, то в банке мы выделяем две составляющие: hard skills и soft skills. Hard – это те базовые основы, которые закладываются по экономике, по точным предметам, soft - мягкие навыки, которые необходимы в текущей жизни для любого работника для выстраивания социальных взаимоотношений, умения продаж - все эти навыки мы тоже оцениваем. «Харды», которые даются в академии – их на входе в банк достаточно. Например, базовая должность консультанта банковских продуктов не требует завышенных ожиданий по экономике, там не нужно знать производные финансовые инструменты - достаточно понимать, как складываются основы экономики. Мы довольно много обучаем сотрудников с точки зрения банковской специфики, специфики продуктов Сбербанка. Чтобы выйти на должность, они проходят целые курсы.

Что касается «софтов» - мне кажется, на сегодняшний момент все мы отстаем довольно серьезно. Все мы этому учимся, включая меня. Я сам постоянно развиваюсь и учусь: последнее, что я окончил – это совместная программа Сбербанка с London Business School, прошел обучение по программе MBA.

Что бы вы хотели пожелать сегодняшним студентам, завтрашним выпускникам эконома? На что им обратить внимание, что развивать, чтобы достичь карьерных высот?

Выпускникам сегодняшнего дня намного сложнее, чем было нам. Им в своей жизни придется иметь как минимум не одну профессию. Мы видим, как простые работы начинают выполнять роботы, идут разработки в направлении искусственного интеллекта.

Многим придется менять профессию, возможно, даже не раз в течение своей жизни, поэтому первое, чего я всегда всем желаю студентам – это в академии научиться учиться. Как бы это не звучало, учиться придется много, учиться придется совершенно по-разному. Второе – это насладиться той студенческой жизнью, которая есть. Это самые запоминающиеся годы, о которых потом только вспоминаешь с большим удовольствием. Желаю, чтобы эти годы не прошли впустую, и было, что вспомнить.

Третье – я желаю научиться взаимодействовать друг с другом, с коллективом, с преподавателями. От умения выстраивать социальные связи во многом будет зависеть дальнейшая жизнь и успешность в этом мире.