Военный госпиталь работал в главном корпусе института в годы Великой Отечественной войны

Патриотика 25 апр 2022
Не каждый поезд, идущий в сторону Ленинграда, останавливается на маленькой станции Молочное. А вот в период Великой Отечественной войны поезда останавливались часто: сюда приходили эшелоны с ранеными бойцами.

С 19 июля 1941 года по 1 июня 1944 года в Молочное был эвакуирован из Выборга госпиталь № 2309. Семь отделений госпиталя на 1500 мест разместились в главном корпусе института, общежитиях ВСХИ, в зданиях поселка.

В 1941 году на Ленинградском фронте шли ожесточенные бои и в госпиталь поступало очень много раненых. Ежедневно подходили эшелоны, доставлявшие тяжелораненых и обмороженных бойцов. Как раз в это время был занят немцами Тихвин, находился в блокаде Ленинград, а зима стояла очень морозная. Большинство раненых поступало с Ленинградского фронта, но привозили также из Азербайджана и из других союзных республик. Особенно много раненых было зимой и располагать их приходилось очень плотно: лежали и в аудиториях, и в коридорах, и на лестничных площадках. Койки стояли так тесно, что пройти между ними можно было только боком. С фронта раненых привозили на станцию Молочное, а только оттуда автобусами в госпиталь.

Персонал работал сутками: обрабатывали раны, делали перевязки, оперировали раненых, лечили, делали всё возможное, чтобы возвратить бойцов в строй. Многие работники из обслуживающего персонала института были переведены на работы в госпиталь. Т.И. Таланова, В.В.Кононова, З.А.Михалюк, Г.М.Глебова, Г.Д.Борисова, Л.П.Соколова, Г.В.Червякова, Н.Д.Лопатина, А.А.Хрусталева, А.И.Комарова, Г.А.Иванова выходили и вернули в строй действующей армии тысячи солдат и офицеров, находящихся на излечении. Студенты и сотрудники института в свободное время помогали медперсоналу, ухаживали за ранеными. В выходные дни, в свободное время работали уборщицами, швейцарами, грузили дрова, расчищали дорогу к разъезду, откуда подвозили раненых.

Г.А. Прибыткова пишет: «Я помню, как в госпиталь привезли многих наших студентов – раненых. Мы их посещали, носили им теплые носки, вышивали им кисеты, платки, старались поддержать. Сами же мы были голодные. Сидели на лекции, а думали о столовой, где можно было купить порцию супа, в котором «крупинка за крупинкой бегала с дубинкой». Вечерами занимались и мечтали о чугунке картошки и кусочке хлеба. В выходные дни, в свободное время мы работали уборщицами, швейцарами, грузили дрова, расчищали дорогу к разъезду, откуда подвозили раненых. Многие из нас были донорами. Мы знали, что ребятам на фронте еще труднее, что раненым нужна кровь. А учились мы неплохо. Мужество и молодость побеждали».

Для раненых надо было очень много донорской крови. Свою кровь сдавали жители поселка и сам медицинский персонал. За сдачу крови хорошо кормили и выдавали дополнительную карточку.  Очень часто приходилось делать прямое переливание крови. Медицинский персонал госпиталя и врачи делали все от них зависящее, чтобы возвратить в строй бойцов. Во время операций больных привязывали к столу и давали наркоз эфиром под маску. Иногда, под действием эфира засыпали и медсестры. Первое время в госпитале не хватало медикаментов и перевязывающего материала и его приходилось использовать несколько раз: бинты стирали, стерилизовали и снова ими перевязывали.

Над поселком нередко пролетали вражеские самолеты. О существовании госпиталя фашисты знали, но обнаружить его не могли. Для того, чтобы защитить госпиталь от бомбежек свет часто выключали, поэтому операции приходилось доделывать при свечах или при лучинах. Частыми были перебои с электричеством.

«Мы, работающие женщины и студенты, оказывали большую помощь подшефному госпиталю. Многие работали санитарками, многим бойцам спасла жизнь донорская кровь, взятая у студентов. Собирали теплые вещи, писали письма, ходили в палаты с концертами. Особенно желанными у раненых были дети. Сейчас я очень люблю наблюдать за потоком студентов, идущих по главной улице – ул. Шмидта. Здоровые, красивые лица, веселые, нарядно одетые. Но мне никогда не забыть картины военных лет, когда по этой же улице, взявшись за руки, в пижамных госпитальных костюмах, проходили молодые, ослепшие на войне летчики и пели песни. Я тогда не могла без слез на них смотреть», - вспоминала на вечере, посвященном Дню Победы в 1984 году Елизавета Васильевна Елкина.

Организации поселка взяли шефство над госпиталем. Организовали подвоз дров, снабжение продуктами, давали концерты, проводили вечера отдыха для раненых. Главной задачей работников госпиталя и жителей поселка стало вылечить раненых и вернуть их в строй. Но не всех смогли спасти.

Среди захороненных – Герой Советского Союза И.Н. Уткин. 9 мая 1963 года на воинском кладбище был открыт памятник Илье Никофоровичу, отважному разведчику, неоднократно ходившему в тыл врага, доставившего в штаб более десяти «языков», участвовавшему в форсировании Днепра. Долгие годы пионерская организация школы № 6 г. Вологды носила имя Героя Советского Союза Ильи Никифоровича Уткина.

Молочное – поселок – госпиталь выполнил свою задачу. Выздоровевшие воины отправлялись на фронт громить врага. В память о работе госпиталя в годы войны на фасаде главного корпуса академии установлена памятная мемориальная доска. В июне 1944 года госпиталь выехал из занимаемых помещений и на начало нового учебного 1944—45 года институт получил все прежние площади. В 130 комнатах 4-х студенческих общежитий можно было разместить до 700 студентов.