Лазеев Михаил Васильевич – участник Великой Отечественной войны, сотрудник Вологодского молочного института

Патриотика 2 июн 2022
Михаил Васильевич родился в 1923 году. Он прошел всю войну. После войны добросовестно работал на учебно-опытном заводе, в Вологодском молочном институте, откуда и ушел на заслуженный отдых.

Когда началась война, ему еще не исполнилось и восемнадцати. В тот роковой день 22 июня 1941 года он вместе с поселковскими мальчишками играл в футбол на стадионе Молочного. В двенадцать часов дня передали сообщение по радио, что началась война. В поселке сразу началась мобилизация. Были при этом и слезы, и пляски под гармошку. Поселковый совет стал отвозить в город резервистов.

Через полторы недели при поселковом совете открылись курсы всевобуча, где мужчины  получали навыки военного дела. А когда в августе 1941 года открылся госпиталь, жители поселка стали помогать: водили раненых в баню, сдавали кровь. Михаил к тому времени пошел работать на молочный завод.

В ноябре ему исполнилось восемнадцать лет, и феврале его и еще 8 молочненских парней отправили пешком в Кущубу, за 60 км от Вологды, где формировалась 100-я стрелковая дивизия. Он попал в артиллерийский минометный дивизион. Перед дивизией была поставлена задача: взять плацдарм у Воронежа. Он к тому времени полтора месяца был наводчиком минометного орудия. Воевал хорошо. За эти бои награжден медалью «За боевые заслуги».

В первые месяцы войны остро не хватало командиров. Однажды его с напарником вызвали в штаб дивизии. Причем это было не так, что встал и пошел. Добирались, где ползком, где перебежками. Прибыло семьдесят человек со всей дивизии. Вечером прибывших построили. Перед ними выступил командир дивизии с таким обращением: «Обстановка на фронте тяжелая, командиров не хватает, будем готовить сами». Их отправили в местечко Усмань на месячную подготовку младших командиров. После завершения обучения Михаил был назначен командиром взвода 82-миллиметровых минометов.

Перед ними была поставлена задача: удержать плацдарм – Чижовку, до войны – большой, красивый пригород Воронежа в 270 домов. Немцы во что бы то ни стало хотели взять его – 17 дней подряд, с восьми утра до восьми вечера, самолет за самолетом, они бомбили этот пункт… На глазах бойцов разворачивались страшные сцены в небе, когда сопровождавшие бомбардировщиков многочисленные немецкие истребители сражались с нашими малочисленными истребителями. Часто бывало, бой заканчивался не в пользу русских. С большими потерями задача была выполнена. От Чижовки ничего не осталось. Но дивизия продолжала сражаться, необходимо было удержать немецкие войска в этом пункте для того, чтобы немцы не перебросили свои силы в район Сталинграда.

В конце 1942 – начале 1943 годов ситуация на фронте улучшилась, стала поступать современная техника, изменилась тактика войны. 24 января 1943 года освободили Воронеж, новое наступление – взяли Белгород. В это время Михаил получил первое свое ранение. После лечения его направили на курсы при штабе армии. Он успешно сдал экзамены, получил звание лейтенанта и был направлен командиром роты в 237-ю дивизию I Украинского фронта. Киев, Житомир – вот города, в освобождении которых он участвовал. Дальнейший путь дивизии лежал на Западную Украину. За освобождение города Станислава Михаил получил благодарность от Сталина. Дошли до Днестра. Река быстрая, глубокая. В марте начали ее форсирование. При переправе многие погибли: не смогли доплыть в холодной воде. Более пятнадцати дней здесь продолжались бои. Здесь он был снова ранен. Вернулся в свою часть. Теперь приходилось сражаться не только с немцами, но и с бандеровцами.

Под городом Ужгородом вновь завязались жестокие бои. 19 октября 1944 года Михаил вместе с тремя солдатами получил приказ обследовать немецкую траншею. Они не догадались сразу, что траншея была пристреляна. И как только они подошли к ней, немцы открыли огонь из «ванюшек» (это что-то наподобие наших «катюш»). Как только они прыгнули в траншею, тут же рядом разорвался пехотный снаряд. Их засыпало землей. Напарников Михаила, они были чуть подальше от него, сразу убило, а его тяжело ранило. Выполз он из траншеи и потерял сознание. Очнулся на второй день утром, вся голова в крови, сильно болело плечо. Восемнадцать часов пролежал он там, истекая кровью. Вечером следующего дня попробовал встать – получилось. Изловчился и скатился в пулеметную траншею. Его заметили свои, прибежали на выручку. Восемь осколков он получил тогда. Пять месяцев до марта 1945 года он лечился в Днепропетровске. Когда везли загипсованного в санитарном поезде, самым ужасным были клопы, которые забирались под гипс на живую рану. Санитарка насосом покачает, на некоторое время они успокаивались, а потом опять оживлялись.

В Днепропетровске Михаил Васильевич встретил Победу. После лечения ему дали вторую группу инвалидности и направили в Харьков. Несмотря на инвалидность, генерал-майор на пересыльном пункте, тоже инвалид, не отпустил его домой, а отправил вновь в Днепропетровск сопровождать грузы в Прибалтику. Две поездки в Шауляй и Вильнюс прошли относительно спокойно. Во время третьей поездки – в Любаву – на поезд напали «зеленые братья». Благодаря вовремя прибывшей помощи от ближайшей части, груз удалось отбить.

В январе 1946 года Михаил Васильевич вернулся в Молочное. Его отец сложил голову в боях под Старой Руссой. Дома его ждали два брата, мама, любимая девушка Тамара, которые все эти годы не теряли надежды, хотя дважды на него приходили похоронки.

Один интересный факт из его фронтовой биографии. При взятии одного населенного пункта его наградили медалью «За боевые заслуги», об этом сообщили по радио. Секретарь комсомольской ячейки УОМЗ, услышав это, написала в областную газету «Красный Север», где рассказала, что именно под его руководством взяли эту деревню. Газету прислали на фронт. Друзья после освобождения других населенных пунктов подшучивали: «Опять Миша взял».

За участие в боевых сражениях награжден медалью «За боевые заслуги», орденами Отечественной войны I и II степени.

 

По воспоминаниям Михаила Лазеева. Апрель 2002 г.