В Вологодской ГМХА прошел очный региональный этап Всероссийского конкурса «АгроНТИ»
Наука и инновации 14 май 2022
Конкурсанты соревновались в мастерстве управления коптерами и агророботами, выполняли задания, используя спутниковые снимки полей и показания метеостанций, расположенных от Северо-Запада до Дальнего Востока, а также выполняли мероприятия по защите растений от вредителей и подключали датчики к умным ульям.
На площадке «АгроКоптеры» ребята собирали и программировали беспилотные летательные аппараты, а также пилотировали квадрокоптеры с контролем допоборудования. Ребята сами написали полетное задание для дрона по нужным координатам в специальной программе. В современном сельском хозяйстве беспилотники активно используются при учете сельхоз земель, для опрыскивания и внесения удобрений, подсчета объемов и всходов урожая, видеомониторинга полей и садов, создания цифровых моделей местности и даже доставки грузов.
Участники площадки «АгроКосмос» анализируют снимки полей, сделанные из космоса при помощи программного обеспечения «ГеоМиксер». Определять, обрабатывается ли участок, яровые или озимые культуры произрастают на поле, находить угодья по заданным критериям – всему этому ребята обучились еще вчера во время вводного теоретического курса. Сегодня участники сознанием дела выполняют конкурсные задания как опытные агрономы. Например, используя актуальную космическую съемку, участники выявляют угодья, полностью вышедшие из сельскохозяйственного оборота, найти поля, где озимые находились в угнетенном состоянии и даже оценивали ущерб для производителя.
Участники номинации «АгроБио» выполняли задания, связанные с биологическими методами защиты растений от вредителей. Конкурсанты должны определить растение и его вредителя, произвести правильный посев семян в грунт, разработать меры борьбы с вредителями и болезнями. Школьники сами готовили препараты и проводили микроскопирование. Алеся Соколова из Березниковской средней школы (Архангельская область) отмечает, что сложнее всего было определить вредителя растения. Конкурсантка узнала о конкурсе от классного руководителя и решила принять участие в номинации «АгроБио», потому что сама любит растения и выращивает их дома.
На площадке «АгроРоботы» участникам было необходимо пройти полигон за наименьшее время и с минимальным количеством штрафных баллов. Полигон представляет собой изменяемую полосу препятствий, на котором смоделированы участки различной сложности: имитация пересеченной местности, имитация объектов агрокомплекса, таких как коровник, гараж, молокозавод, наклонные с различными поверхностями, мосты различных конструкций, участки с сыпучими материалами. По сравнению с прошлыми годами, полигон усложнился, появились новые объекты и задания. Помимо коровников и молокозаводов появились птицефермы. Участники выполняли задания: посадить картофель, переместить стога с сеном и бидоны с молоком, при этом не задеть препятствий, доставить мешки с зерном для птицы и забрать яйца. В этом году задания на полигоне одновременно и сообща выполняют сразу два участника команды, управляя двумя роботами.
Показания метеостанций, котрые установлены от Северо-Запада до Дальнего Востока, используют для выполнения заданий участники площадки «АгроМетео». Данные о состоянии погоды позволяют специалистам сельского хозяйства правильно оценивать и эффективно использовать ресурсы. Правильный учет метеоусловий при определении сроков сева увеличивает урожай. Показания погоды снимают метеостанции СОКОЛ-М, и конкурсантам необходимо знать строение и название основных элементов установки. Анализируя атмосферное давление, начинающие метеорологи предсказывают погоду, что необходимо для планирования полевых работ. Юные метеорологи строили графики температур в зависимости от ультрафиолетового излучения, определяли скорость и направление ветра, выявляли зависимость влажности от температуры окружающей среды, определяли дни, когда существовала наибольшая вероятность распространения фитофтороза картофеля, зная оптимальные условия для распространения болезни.
В 2022 году появилась новая площадка, которая объединяет традиционное пчеловодство и цифровые технологии - «ДоброПчел». Участники своими руками сбивали рамки из деревянных заготовок, армировали их проволокой и наващивали, собирали умные ульи: подключали и программировали датчики атмосферного давления, температуры, влажности, опрокидывания, громкости звука, настраивают видеокамеру и систему передачи данных.
«Все эти датчики очень помогают работе пчеловода, - рассказывает куратор площадки, доцент кафедры зоотехнии и биологии, председатель Вологодской областной общественной организации пчеловодов Наталья Литвинова, - например, датчик звука может сработать, когда выходит рой. Или, например, пришел медведь на пасеку и перевернул улей - сработает датчик наклона-переворота. Пчеловод, вооруженный смартфоном, будет предупрежден и сможет принять меры».
Помимо этого, школьники разжигали дымарь, формировали гнездо из различных рамок. «Дежурный по пчелам» с помощью цифровых карт определял лучшие места для пасек и спасает пчел от воздействия пестицидов. Используя архивы данных и онлайн доступ к умным ульям, участники моделируют ситуацию, определяют проблему и формируют командное решение. Получив доступ к видеокамерам на ульях, дети исследуют жизнь насекомых, например, танец пчел.
В каждой номинации будет выбрано по 6 победителей, которые представят Вологодскую область на финальном этапе конкурса «АгроНТИ».