Роль «Настоящего Вологодского продукта» в обеспечении продовольственной безопасности населения оценят в Вологодской ГМХА

Наука и инновации 8 фев 2023
День российской науки отмечается 8 февраля. Ученые Вологодской ГМХА продолжают заложенные в академии научные традиции, ведут активную исследовательскую работу, участвуют в научных проектах и грантовой деятельности. В преддверии празднования Дня науки мы расскажем о значимых проектах, которые реализуются в стенах академии и в которых принимают участие наши сотрудники.

Комплексный анализ силы бренда «Настоящий Вологодский продукт» и его роли в обеспечении качества жизни и продовольственной безопасности населения проводит коллектив ученых экономического факультета Вологодской ГМХА.

На эти цели был выигран научный грант Правительства Вологодской области по направлению «Качество жизни и здоровья населения» в размере 500 тысяч рублей, и в 2022 году продолжилась работа по исследованию товарного знака «Настоящий Вологодский продукт».

Вологодская область одной из первых в Российской Федерации запустила Систему добровольной сертификации продуктов питания «Настоящий Вологодский продукт». Товарный знак «Настоящий Вологодский продукт» зарегистрирован в 2003 году, система добровольной сертификации продукции - в 2005 году. Общее количество участников системы добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт» составляет 80. Количество наименований продукции, маркируемой товарным знаком «НВП», выросло до 4702.

Объектом исследования стали участники и производители, осуществляющие экономическую деятельность в рамках официально реализуемого в Вологодской области бренда «Настоящий Вологодский продукт». Предметом исследования стали показатели, характеризующие объемы экономической деятельности участников бренда, а также результаты маркетингового исследования потребительского спроса населения в отношении исследуемых брендовых товаров и услуг.

«С января по июнь 2020 года, реализуя Грант Правительства Вологодской области, мы разработали и успешно апробировали методологию оценки силы бренда и методику построения рейтинга производителей брендовых изделий глазами потребителей на примере товарного бренда «Настоящий Вологодский продукт», - рассказывает Оксана Шихова, руководитель исследования, доцент кафедры экономики и управления в АПК Вологодской ГМХА. - Благодаря гранту, исследование товарного бренда продолжилось в 2022 году. Мы оценивали степень доверия потребителя продукции данного товарного знака, определяли направления совершенствования маркетинговой политики как бренда в целом, так и его участников, с целью привлечения интереса потребителя к качественным продуктам питания вологодского производства. Это имеет важное место в укреплении экономического потенциала региона».

Все показатели, по которым проводилось маркетинговое исследование, разделены на две группы - обеспеченность и доступность. В опрос вошли шесть индикаторов: частота потребления товаров, шаговая доступность, удовлетворенность доступностью и степенью разнообразия товаров, востребованность продукции (доля продукции в ежедневном рационе), качество продукции. Опрос проводили студенты Вологодской ГМХА - 40 интервьюеров опросили порядка 900 жителей всех районов Вологодской области.

«Результаты получены, проведено сравнение с данными исследования 2020 года. Уже можно сказать, что комплексная оценка - сила бренда - стала выше. Мы также провели онлайн-опрос двух товарных групп: «Питьевая вода и напитки» и «Рыба». Сейчас идет обработка данных, - отмечает Оксана Анатольевна. - Результаты исследования могут иметь важное стратегическое значение для Вологодской области, в частности для развития и усиления роли бренда «Настоящий Вологодский продукт» в решении проблемы обеспечения качества жизни населения и продовольственной безопасности».

Помимо маркетингового исследования, проведены расчеты оценки продовольственной безопасности Вологодской области, не привязываясь к бренду, по товарным группам: молоко, мясо, хлеб. Этим вопросом занимается Марина Селина, доцент кафедры экономики и управления в АПК. Роль региональных производителей в обеспечении продовольственной безопасности оценивает Ирина Шилова, заведующая кафедрой экономики и управления в АПК, доцент кафедры. В целом, продовольственную безопасность, каким показателями она измеряется и методику исследования описала декан экономического факультета Светлана Голубева. Разработкой методик оценки, корректировка их, организацией опросов и обобщением информации, выводами и предложениями по исследованию занимается Оксана Шихова. К слову, в исследовании используется авторская методика перевода соцопроса в количественную форму Оксаны Анатольевны.

Методика оценки роли бренда «Настоящий Вологодский продукт» в обеспечении продовольственной безопасности населения строилась в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года и Доктриной продовольственной безопасности РФ.